До конца самскары из нашей памяти не уходят, они не исчезают бесследно, а уходят в глубинное подсознание. В нашем подсознании находятся все впечатления, которые мы испытывали за много-много рождений. Те, которые в глубоком подсознании, вообще неощущаемы нами сейчас, как будто их нет. Те, которые в неглубоком подсознании, мы сейчас не ощущаем, но они могут вырваться и опять появиться в нашем сознании.
Если вы услышите забытую мелодию, которая когда-то с чем-то была связана, у вас тут же всплывут определенные воспоминания. А секунду назад вы не помнили об этом. Таким образом, все самскары остаются в нашем подсознании, и когда человек попадает в какие-то условия, они просто всплывают. Например, вы сидите и слушаете лекцию. Но тут кто-то включил ламбаду, и сразу появился выбор – а может быть, сходить потанцевать? Поэтому лучше всегда поступать хорошо, потому что, когда мы делаем неэкологичный, неправильный выбор, этот опыт, желание, вкус, конечно, померкнет со временем, но все равно останется в нас и в какой-то момент опять может всплыть и снова принесёт нам трудности. Поэтому насколько это возможно, лучше ничего грязного в своё сознание не закидывать.
И ещё одна вещь, на которую влияют самскары. В нашем сознании есть много вариантов, как можно поступать. У кошки нет никаких проблем, всё очень просто: какое желание сильнее, так она и поступает. Ей захотелось есть – она просто пойдет есть. Наелась – есть уже не хочу, легла и не ест. Захотелось попрыгать – она идет и прыгает. Что всплывает в сознании, что сильней, то я и делаю. А у людей происходит так же? Нет, мы отличаемся от кошек. У нас есть опция, которая называется «разум». Если бы у нас не было разума, было бы так: работать не хочу – значит не работаю. Кошка делает так, но люди почему-то работают. Почему? Потому что у них есть какие-то ценности: поехать на «Благость», воспитать детей, что-то они планируют на будущее. Это называется разумом. Разум видит будущее и думает, как будет для меня лучше. Кто я, что для меня ценно – выбирает разум.
Допустим, человек считает, что самое главное – чтобы было много еды. Тогда его разум помогает ему видеть, где он может получить много еды. Или человек хочет, чтобы было больше денег, деньги для него очень ценны. Так же, как и у всех, у него в уме много впечатлений – от погоды, от общения с людьми. И какое-то впечатление говорит: «А давай пойдем искупаемся, жарко, море недалеко...» Человек на работе, зарабатывает деньги, и тут всплывает сильное желание искупаться. Если бы он был кошкой, он бы просто взял и искупался. Но так как он разумный человек и у него есть ценность – деньги, то что он будет с этим желанием делать? Он скажет: «Искупаюсь потом. Сейчас надо работать». У кошки нет такого варианта. У людей есть.
Разум будет помогать вам достигать тех целей и действовать в соответствии с теми ценностями, которые вы в него поместите.
Но от чего зависит разум? От чего зависит, что у одного человека разум в благости и он ищет, как правильнее поступить, у другого – в гуне страсти и он думает о том, как ему будет выгоднее для наслаждений, а у третьего – в гуне невежества и он думает, как бы так поступить, чтобы всем было плохо? У человека с разумом в невежестве надо спрашивать, как поступить, и делать наоборот. От чего же зависит, что у людей разный разум и он разное подсказывает им? Как раз это зависит во многом от самскар. Представляете, как самскары влияют на наши ценности. И если человек неаккуратно следит, что попадает в его сознание, у него может измениться разум. Допустим, человек в гуне благости понимает: насилие – это нехорошо. И когда в его уме всплывает мысль: «А давай кого-нибудь разорвем», он говорит: «Это нехорошо, мы приличные люди». Это значит разум сильный, приличный. Пока у меня разум в гуне благости, я считаю, что эти вещи делать нехорошо. А теперь представьте, что разум поменялся с гуны благости на гуну невежества. И когда всплывает желание: «Надо кого-то «вырубить», я говорю: «Точно».
Олег Сунцов